Отраслевые семинары, конференции и выставки
Химия - ЛКМ

Итоги конференции Рынки ЛКМ и сырья для ЛКМ 2007

27-28 сентября, пансионат Море, Алушта, Крым

9.12.2007


    Пятая международная конференция «Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ—2007» проходила 27—28 сентября в пансионате «Море» (г. Алушта, Крым).

    Организаторы конференции — журнал «Хим-Курьер», аналитическая группа «Хим-Эксперт», компания «Бизнес-Форум»
    Спонсоры — «Единая торговая система», группа компаний «Радиан», «Celanese Emulsions»
    Спонсор торжественного ужина — «Profarb»
    Спонсор кофе-пауз — «Sigmund Lindner Россия»

    В работе конференции приняли участие около 400 представителей более 200 компаний - производителей и поставщиков ЛКМ, сырья и оборудования из 17 стран.

    На конференции обсуждались:

    · развитие отечественного рынка и производства ЛКМ;
    · основные тенденции и перспективы отрасли;
    · наиболее актуальные вопросы рынка сырья, пигментов и наполнителей;
    · рост сегмента порошковых красок и ЛКМ промышленного потребления;
    · современные нормативные требования к ЛКМ.

    Сегодня на рынках ЛКМ стран СНГ происходят существенные структурные изменения, которые затрагивают не только емкостные показатели, но и структуру потребления, производства и импорта. Проходящая в конце лакокрасочного сезона конференция «Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ—2007» — своеобразный итог уходящего и точка отсчета нового сезона для игроков рынка.
    На конференции обсуждались текущие изменения происходящие в отрасли, участники смогли решить существующие проблемы, а также очертить тенденции дальнейшего развития отрасли.
    Рынки лакокрасочных материалов динамично развиваются. О бурном развитии рынков ЛКМ свидетельствуют то, что в этом году объемы потребления ЛКМ существенно выросли. По оценке ведущего специалиста аналитической группы «Хим - Эксперт» журнала «Хим - Курьер» Виктории Черновой, в России в этом году емкость рынка увеличилась на 18%, что превышает темп роста объемов потребления прошлых лет (в прошлые годы рынок рос на 9—12%). Кроме основных тенденций текущего года в докладе был прогноз развития отрасли на 2008 год. Специалисты издания считают, что объемы потребления лакокрасочных материалов в ближайшие годы будут увеличиваться так же быстро, как и в прошлые годы. Более того, учитывая динамику изменения объемов производства в этом году, есть все основания предполагать, что в этом году объемы производства ЛКМ в России превысят 1 млн. тонн (объемы производства рассчитаны с учетом товарного полуфабрикатного лака и полуфабрикатного лака, выпущенного предприятиями для собственных нужд). Но, несмотря на высокие темпы роста объемов производства, не все предприятия смогут сохранить и увеличить свою долю на рынке России. Высокий уровень конкуренции, увеличение стоимости сырья, опережающее рост цен готовой продукции станут причиной того, что часть производителей будут вынуждены вообще покинуть рынок.
    С этим мнением был согласен генеральный директор Торгового дома Загорского лакокрасочного завода Денис Илатовский, который считает, что сегодня в отрасли наблюдается снижение объемов производства на большей части старых гигантов. Кроме этого происходит вытеснение «традиционных» отечественных материалов более дорогими импортными, с улучшенными свойствами. По его мнению, в ближайшие годы можно ожидать следующей череды банкротств, продаж или перепрофилирования больших старых предприятий, сделок по перепродаже современных предприятий с невысокой прибылью и большими объемами продаж, а также рост зарплат и тарифов естественных монополий на 10—15% в год.
    Растущая конкуренция стала причиной того, что практически все производители осознают необходимость маркетинговые исследования при продвижении продукции на рынок. Проблема оценки конкурентоспособности лакокрасочных материалов становится всё более актуальной для формирования товарной политики. Именно этому вопросу в своем докладе уделил особое внимание директор по развитию компании «Эскаро Кемикал АС» (г. Санкт-Петербург) Игорь Иваненко. Он считает, что понимание причин определяющих объёмы продаж лакокрасочной продукции является необходимостью. А одной из наиболее серьёзных проблем является корректная и беспристрастная сравнительная оценка собственной и конкурентной продукции.
    С начала 2007 года рынок ЛКМ России развивается с учетом корректив, которые привнес опыт 2006 года. Те сегменты рынка, в которых практически на протяжении всего прошлого года наблюдался профицит и росла конкуренция, в этом году стали качественно меняться. А те из них, в которых еще в прошлом году конкуренция была незначительной, в 2007-м характеризуются увеличением количества поставщиков и, как следствие, обострением конкуренции. Стабильный рост потребления индустриальных, авторемонтных и конвейерных ЛКМ в России послужил толчком к развитию этого направления в производстве. Рентабельность производства промышленной группы ЛКМ выше, чем выпуск материалов бытового и ремонтно-строительного назначения, практически все крупные предприятия осваивают производство индустриальной группы ЛКМ. Развитию этого сегмента рынка ЛКМ России был посвящен целый ряд докладов. Директор по индустриальным продажам концерна «Эмпилс» Олег Мельников считает, что этот сегмент рынка ЛКМ России составляет 28-30% рынка. Более того, далеко не во всех его секторах доминирует российская продукция. А по мнению генерального директора «Лакма - Имэкс» Бориса Кудрявцева, несмотря на доминирование импортных материалов в этом сегменте, отечественные предприятия могут сегодня успешно конкурировать в сегментах ЛКМ для окраски грузовых и легковых автомобилей, железнодорожного транспорта, различных деталей и изделий машиностроения, сельхозтехники, трубопроводов и металлоконструкций, для разметки дорог. Среди общих тенденций развития рынка индустриальных ЛКМ России представитель по продажам и маркетингу компании «DuPont CoatingSolutions» отметил в своем докладе высокие темпы его роста. Однако он считает, что отсутствие жестких экологических требований, а также требования потребителей индустриальных ЛКМ России дают все основания предположить, что этот сегмент рынка не скоро начнет изменяться и, несмотря на интенсивный рост, доля органорастворимых ЛКМ в нем будет очень весома. А это идет в разрез с тенденцией развития этого рынка в Европе. Среди ЛКМ промышленного назначения одним из наиболее перспективных сегодня считается производство порошковых красок. По данным аналитиков проекта «Хим - Эксперт», доля порошковых красок на российском рынке ЛКМ в 2007 году составила 2% (за I полугодие — 11,36 тыс. тонн). По данным компании «DuPont», это примерно 7% общеевропейского рынка порошковых красок и 40% — рынка Центральной и Восточной Европы. Сейчас рынок порошковых покрытий контролирует импорт. Однако, по мнению генерального директора «Акзо Нобель Лакокраска» Михаила Ионова, в ближайшее время прогнозируется увеличение влияния местных производителей и рост их количества, как следствие, произойдет снижение доли импорта на рынке. Он считает, что вслед в обозримом будущем в стране откроют новые предприятия по выпуску этой группы ЛКМ, причем в основном это будут мировые производители порошковых покрытий.
    Рост объемов производства лакокрасочных материалов в России обусловливает увеличения объемов потребления основных видов сырья для его производства. Как отметил аналитик проекта «Хим - Эксперт ЛКМ» Евгений Зубов рост объемов потребления сырья лакокрасочной отраслью удовлетворяется по-разному. Иногда возрастающий спрос удовлетворяется за счет увеличения объемов производства внутри страны. Но это не всегда так. Помимо роста объемов выпуска сырья, в России растущую потребность в нем удовлетворяет импортная продукция. А высокие темпы роста объемов производства ЛКМ в России обусловили тот факт, что количество поставщиков сырья стало увеличиваться, и как, следствие, возросла конкуренция между ними. По мнению российских производителей ЛКМ, увеличение стоимости основного сырья сейчас является одной из основных проблем при производстве лакокрасочных материалов. Именно оно стал причиной того, что рентабельность производств снизилась, а ценовой разрыв между российскими и импортными готовыми ЛКМ стал сокращаться. Это снижает конкурентоспособность отечественной продукции и может в дальнейшем замедлить темпы развития российской лакокрасочной отрасли в целом.
    Оценивая общее настроение отечественных производителей ЛКМ – участников конференции, можно сказать, что многим предприятиям уже тесно в низшем ценовом сегменте. Они «созрели» для выхода на более высокий ценовой и качественный уровень. Это потребует от них новых технологий, больших инвестиций, но и принесет больше прибыли. Низший же ценовой сегмент уже исчерпал свой потенциал. Эту идею можно считать основной для конференции «Рынки лакокрасочных материалов и сырья для ЛКМ—2007

    Назад • Версия для печати